Последние тенденции судебной практики партнёров Яндекс.Такси
и Яндекс.Логистика на май-июнь 2024
20 декабря
2 минуты чтения
Увеличили доход:
от подключашки
к смешанному таксопарку
Заполните форму и получите бесплатный доступ к системе на 14 дней
Случаи судебной практики
Новый закон, новые реалии
На вебинаре taxiCRM PRO Дмитрий Васильев рассказал о том, что обсуждали в суде партнеры Яндекс.Такси и Логистики в мае-июне 2024. Дмитрий Васильев является экспертом в сфере сопровождения подключашек, железных парков, диспетчерских с заказами в сфере такси, трансферов, грузоперевозок. Дмитрий работает в сфере такси с 2015 года и представлял интересы клиентов в наиболее резонансных судебных спорах между парками и налоговыми органами, а также имеет обширный опыт в сопровождении споров парков по ДТП, сопровождении претензий к паркам от органов прокуратуры, трудовых инспекций, Роспотребнадзора.

В видео Дмитрий представил свою экспертную оценку изменений, произошедших в судебной практике в сфере такси за последние два месяца.
До 2022 года у парков, чья система работы была выстроена грамотно, не было проблем с налоговой. Однако в 2022 году появился первый кейс в ИФНС №10 Московской области. Владелец таксопарка (подключашки) с 2017 года в одной и той же налоговой, у одного и того же инспектора каждый год успешно проходил проверку. Однако в один из визитов в налоговую инспектор заявил, что документы оформлены неверно и потребовал у парка платить 6% с оборота. Налоговую смущало несколько вещей, одной из которых был пресловутый счёт 302. В том, что деньги уходят на некий счёт 302 инспекторы углядели схему обнала, когда предприниматель отправил туда деньги, вывел в наличку и не заплатил налог с этих денег. Второй момент заключался в том, что в той налоговой уже был железный парк, которому налоговая предложила платить 6% с оборота, на что он согласился. Налоговая не видела разницы, между железным парком с большей маржой и своими машинами и парком-подключашкой и настаивала на уплате налога 6%. В итоге дело ушло в суд, который был выигран стороной налогоплательщика. На тот момент казалось, что всё все беды парков, работающих по нормальным схемам, закончатся, так как появился случай судебной практики, на который можно ссылаться.
Но не тут-то было. В конце 2022 года начались новые претензии налоговых органов в разных регионах России (Екатеринбург, Ставрополь, Рязань). Представители налоговой службы начали принуждать парки платить 6% с оборота, и вновь это были парки, которые до этого каждый год отчитывались в одних и тех же инспекциях и не получали никаких нареканий. В этот раз после обращения в суд образовалась достаточно большая развилка: хотя все дела начались приблизительно в одно время (конец лета-начало осени 2023), Екатеринбургское дело было рассмотрено очень быстро и уже в ноябре суд принял решение в пользу таксопарка, Ставропольские и Рязанские дела тянутся до сих пор.

В Краснодаре 24 мая 2024 года суд кассационной инстанции поддержал налогоплательщика и не позволил налоговой брать с него 6% с оборота. Это важная победа, потому что это тот суд кассационной инстанции, в который уйдут все Ставропольские дела. То есть все суды, арбитражные инстанции, которые входят в эту зону, понимают, что любое подобное дело дальше уйдёт в кассацию в Краснодар, которая уже сказала свое слово по этому вопросу. Поэтому есть основания надеяться, что те Ставропольские дела, которые все еще продолжаются, тоже будут иметь положительный исход.

Важное решение было принято в июне. В последний год налоговая Кировской области активизировалась. Претензии были главным образом не к перевозкам, а к маркетинговой оферте. Налоговая утверждала, что согласно оферте парк оказывает Яндексу маркетинговые услуги за вознаграждение. 6 июня 2024 года в ходе судебного разбирательства удалось доказать, что выплаты Яндекс — это бонусы, и решение было принято в пользу налогоплательщика.

За последние 3-4 месяца произошла активизация контроля по самым разным направлениям: суды по ДТП, с роспотребнадзором, споры с прокуратурой. Производится очень много проверок по мигрантам. 6 мая 2024 года был выигран еще один суд: таксопарк пытались привлечь по статье о незаконном привлечении к трудовой деятельности нелегальных мигрантов. Удалось доказать, что парк никого не привлекал к трудовой деятельности, потому что у него с физическим лицом не трудовые, а агентские правоотношения. Также стало больше поступать претензий от налоговой об отсутствии лицензий, писем компаниям, на которые оформляется массовая лицензия.
Частое мнение, с которым приходится сталкиваться, — новый закон о такси всё поменял. Это только отчасти так. В законе всегда был пункт о том, что водитель должен быть либо индивидуальным предпринимателем, либо у него должен быть трудовой договор с перевозчиком. Сейчас этот список лишь дополнился еще одной формой отношений: с водителем-самозанятым. Никогда ни в одном законе не было нормы о том, что агент должен контролировать своего принципала относительно того, выполняет он требования законодательства или нет. Тем более никогда в налоговом кодексе не было положений о том, что агент должен как-то иначе платить налоги в зависимости от того, что принципал не исполнил свои обязательства. Поэтому нельзя сказать, что новый закон поменял всю конструкцию.

Новый закон действует с 1 сентября 2023 года. С ноября начались локальные рассылки от Яндекс, ставшие более масштабными в апреле 2024, с требованием о переводе всех водителей на самозанятость, хотя негативных последствий для тех, кто эти требования не удовлетворил, все еще не последовало.

Как текущая ситуация относится к железным паркам? Нужно понимать, что основной вопрос всегда стоит в двух моментах: первое — это уплата налогов не со всей суммы вознаграждения, а только с суммы комиссии (для железных парков суммы комиссии и арендной платы), второе — это вопрос с НДФЛ. Да, кто-то из железных парков, вероятно, без проблем готов заплатить 6% с оборота, но нужно ещё не попасть на проблему, что парк должен будет уплатить НДФЛ и страховые взносы ещё и за водителей. Текущая ситуация касается в равной степени всех, потому что железные парки тоже не заключают трудовые договоры с водителями, они заключают агентский договор и договор аренды.

Также, если говорить о железных парках, всё-таки рекомендуется организовать деятельность так, чтобы сдачей в аренду занималась одна компания, а подключением и заключением агентского договора — другая, несмотря на то, что налоговая заявляет, что с переводом водителей на самозанятость, можно спокойно работать легально в рамках одной компании. Важно понимать, что до сих пор существует разъяснение Минфина о том, что агент вправе работать с физическими лицами, и те нормы, на основании которых эти разъяснения давались, не изменились. Налоговое законодательство не привязано к транспортному, и в какой-то момент налоговые инспекторы могут предъявить претензии отдельным паркам и принудить их платить налог со всего оборота. Также налоговой ничто не помешает через пару лет углядеть признаки трудовых отношений в сдаче машин в аренду, несмотря на статус самозанятости у всех водителей. Поэтому даже для тех парков, у которых есть возможность перевести всех водителей в самозанятых, это тоже не панацея.

Таким образом, можно видеть, что контролирующие органы активизируются по всем фронтам, и пока сложно сказать, долгосрочный ли это тренд или временное явление. Однако из опыта стало понятно — важно не то, что написано в законе, не то что думает тот или иной юрист, а важно то, что думает суд и налоговые инспекторы. И если судебная практика будет складываться в пользу таксопарков, то у последних будет гораздо меньше проблем, так как все ориентируются именно на неё.
Путевой лист — это документ, который оформляется для каждого выезда таксиста на линию. Он играет важную роль в организации работы таксопарка. Он значительно упрощает учёт и планирование поездок, а также способствует поддержанию высокого качества сервиса и контроля за работой таксистов. Благодаря этому, управление таксопарком становится более эффективным, а водители — более дисциплинированными. В соответствии с российским законодательством, путевые листы обязательно должны быть у всех таксистов.

Раньше, когда путевые листы заполняли на бумаге, было много проблем: их нужно было распечатывать, подписывать, хранить и т.д. Но сейчас всё изменилось. С появлением электронных путевых листов можно забыть о неудобствах, так как они открывают новые возможности:

1. Экономия времени
Водители больше не тратят время на ручное заполнение документов, а администраторы — на их обработку.

2. Удобство
Все путевые листы хранятся в электронном виде и доступны в любое время.

3. Точность
Автоматизированное заполнение исключает вероятность ошибок, которые могут возникнуть при ручном вводе данных.

4. Экологичность
Отказ от бумажных путевых листов — это ещё один шаг к сокращению использования бумаги и заботе об окружающей среде.